Система Сбалансированных Показателей
была разработана на основе проведенных исследований, профессором Harvard Business School Dr. Robert S. Kaplan и и президентом консалтинговой фирмы Renaissance Solutions David P. Norton. Позволяет оценить эффективность деятельности компании, определяет механизм взаимосвязи стратегических целей и ежедневных задач. Для осуществления и своевременной корректировки стратегического плана компании применяется контроль эффективности бизнес- процессов и каждого специалиста компании по ключевым показателям (Key Performance Indicators). Сбалансированная Система Показателей включает как финансовые, так и не финансовые индикаторы, что позволяет отслеживать причинно-следственные связи и факторы при оперативном управлении компании для достижения стратегических целей.
Сбалансированная Система Показателей позволяет не утонуть в огромном массиве цифр и следовать четко за стратегическими целями за счет выделения небольшого количества индикаторов (рекомендуют выделить не более 15-20 KPI). Каждый из которых связан причинно-следственными многоуровневыми связями между показателями достижениями целей и показателями процессов их достижения, финансовыми и не финансовыми показателями, на стратегическом и операционном уровне управления, в прошлом и будущем периоде.
В основе традиционных отчетов для оценки деятельности компании лежит срез финансовых показателей, «посмертные» отчеты – уже случившихся, произошедших событий, фактов и не отражают нереализованные возможности инвестиций, упущенных выгод, отношений с клиентами, поставщиками, потребности развития ключевых компетенций персонала или необходимости оптимизации бизнес-процессов. Система Сбалансированных Показателей учитывает эти моменты и позволяет получить более широкую картину, реальные оперативные инструменты управления на основе анализа внутренних и внешних сторон компании.
Четыре стратегические зоны Системы Сбалансированных Показателей
- Финансовая деятельность, финансовые показатели для оценки собственников;
- Отношение к потребителям, показатели восприятия потребителей;
- Бизнес-процессы, определение приоритетов развития для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке;
- Рост и развитие, показатели изменений и совершенствования;
Этапы, которые проходит любая компания, внедряющая Систему Сбалансированных Показателей
- Формулирование и определение Миссии компании
- Целеполагание и составление дерева стратегических целей
- Анализ сильных и слабых сторон компании и определение конкурентных преимуществ
- Определение целевых показателей
- Механика расчета показателей
- Определение причинно-следственных связей
- План реализации стратегии
- Корректировка, обновление и развитие показателей системы
Для чего внедрять и какие выгоды от внедрения получим
- Оперативный анализ основанный на понимании бизнеса, внутренних и внешних процессов
- Ориентация на стратегические цели всех участников и отделов
- Определение сроков и корректировка скорости достижения целей
- Контроль расходов и приоритетное распределение ресурсов
- Оценка эффективности исполнения стратегии компании
- Усиление взаимодействия между подразделениями и участниками
- Систематизированная информация о ключевых бизнес-процессах в компании
- Мотивация и ответственность ключевых сотрудников на выполнение персональных целей и задач
Стоит упомянуть, что, Система Сбалансированных Показателей может иметь и свои особенности. Так Систему необходимо настраивать и разрабатывать заново в связи с увеличением масштаба и быстрым ростом компании. Особое внимание необходимо уделить информационной безопасности, возможно не все данные необходимо раскрывать перед той или иной группой сотрудников. Обязательное внедрение системы бюджетирования по подразделениям. Так же ССП зависит не столько от того что войдет в показатели эффективности, сколько от того какие выводы и как быстро будут приниматься решения для обеспечения реализации стратегических целей.